Виды и формы организаций. Основные цели и задачи организации
Согласно концепции Г. Эмерсона (1912 г.)[1] человеческая цивилизация знает только два типа систем: пирамидальные и горизонтальные. Первый тип организаций он назвал военными, поскольку они создавались для нападения и обороны, а второй тип он назвал рыночными. Соответственно первый тип организаций он считал разрушающими, а второй – созидающими. Однако считается, что Ф. Тейлор первый увидел недостатки чисто линейного, «военного» принципа управления и предложил более прогрессивный функциональный принцип.
В России начало системных идей связано с именем А.А. Богданова. В годы Первой мировой войны он написал книгу «Всеобщая организационная наука (тектология)», в которой он представил общую теорию строения систем и обосновал общие закономерности развития организаций. Это была первая попытка разработать общую теорию систем, общее учение о типах организаций, закономерности их возникновения и функционирования. Он ввел понятия: управляющая и управляемая системы, обратная связь, эмерджентность (качества и свойства, присущие целой системе, отсутствующие у ее элементов и не вытекающие из их свойств), т.е. понятия целостности системы как новообразования, качественно отличного от ее элементов. А.А. Богдановым в этой работе была предпринята попытка моделирования социальных процессов, чем он предвосхитил многие работы Л. Берталанфи, Н. Винера, У. Эшби и др., разработавших общую теорию систем в 50-60 гг. XX столетия.
В пирамидальной системе руководство осуществляется на основе должностных полномочий и личной власти. Отношения регулируются административным правом, их основной формой является подчинение.
Пирамидальную систему характеризуют следующие признаки:
· Выполнение приказов сверху.
· Руководство подчиненными в соответствии с указаниями сверху.
· В основе системы лежит принуждение (угнетение).
· Если указания выполняются, жалование выплачивается независимо от результата.
· Не интересуют понятия: конкурент-покупатель, потребитель, прибыль.
· Оценка достижения целей. Субъективное мнение начальника.
· Результат зависит от стиля руководства начальника и его личной харизмы.
· Строгое соблюдение правил, инструкций, приказов.
· Исполнение обязанностей не связано с личностью, идеалами, предвидениями. Стратегическое мышление не оценивается.
В горизонтальной системе отношения внутри организации регулируются хозяйственным правом. Их основу составляет стимулирование работающих в данной организации.
Горизонтальная система отвечает следующим критериям:
· Реализация собственных идей, замыслов. Чувство ответственности.
· Делегирование полномочий подчиненным, возможность получить и реализовать свободные идеи.
· Базируется на интересе и свободе выбора эффективного решения.
· Зарплату необходимо заработать.
· Цели: найти и заполучить покупателя, победить конкурента, увеличить прибыль.
· Объективная оценка от соотношения средств, вложенных на входе, и полученной отдачи.
· Лидерство основано на воспитании лидеров и доверия к ним.
· Ежедневно обновляемая активность.
· Необходимы воображение, предвидение, ответственность за принятое решение.
· Стратегическое мышление рождает новые идеи управления.
[1] Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. – М.: Экономика, 1992. Стр. 34.