Регулирование конкуренции
· Стимулировать применение этих знаний;
· Способствовать распространению в обществе оптимальных решений соответствующих проблем.
3. Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.
Свобода потребления и производства как существенный элемент конкуренции позволяет поставщикам товаров и услуг предлагать то, с чем они могут рассчитывать на максимальный успех у покупателя. Поскольку поставщики предлагают потребителям альтернативные товары и услуги разного качества по разным ценам и им предоставляется право выбора на альтернативной основе, направленность производства определяется именно пожеланиями потребителей. Свобода производства, свобода выбора рынков сбыта и свобода потребления создают предпосылки для того, многочисленные экономические единицы выясняли спрос и предлагали такие товары и услуги, которые способны значительно улучшить их экономическое благополучие. Основанный на свободе экономический порядок образуется тем, что не только в политическом, но и в экономическом отношении граждане самостоятельны и сами могут принимать решения как распорядиться своим доходом, какие товары и в каком количестве потреблять или приобретать, на какие предложения производителей обращать внимание, в какой профессии и на какой работе обеспечить свой доход и где жить. Последовательная политика по регулированию конкуренции является высокоэффективным инструментом, который должен предотвратить уклонение предприятий от социального и экономического контроля со стороны рынка, а также ослабление позиций потребителей.
4.Обеспечение экономической и социальной стабильности.
Порядок, регулирующий конкуренцию, не должен ставить под удар еще одну цель – достижение определенной степени экономической и социальной стабильности. Следовательно, конкуренция не должна быть настолько интенсивной, чтобы, например, вызвать колебания занятости или постоянно приводить к перепадам в работе сельского хозяйства. Процесс конкуренции должен осуществляться умеренно и под контролем, прежде всего в социальной сфере, чтобы в результате такой конкуренции минимальное число людей было лишено средств к существованию или остались безработными. Поэтому, в частности, возможности увольнения работающих весьма ограничены и поэтому же, наряду с другими причинами, стабилизируются цены в сельском хозяйстве.
4. Достижение и обеспечение социальной справедливости.
Эта цель достигается с помощью конкуренции несколькими способами:
· Поскольку конкуренция обеспечивает большее возрастание социального продукта, чем любой другой принцип организации, создаются большие возможности для социального перераспределения, т.е. для углубленной реализации принципа социальной справедливости.
· Если общество отдает предпочтение справедливости по труду, дополняемой справедливостью по потребности, конкуренция способствует углублению справедливости в той мере, в какой конкуренция распределяет доходы по продуктивному вкладу отдельных факторов в создание социального продукта.
· Социальная справедливость – это не только справедливость в сфере распределения. Она включает в себя также требования к государству о равномерном распределении услуг, прав и обязанностей, которые государство предоставляет или возлагает на своих граждан. Равные права для всех в экономической сфере означают, что все должны обладать правом добиваться социального и профессионального положения в соответствии со своей пригодностью, а при соответствующем подтверждении своих реальных возможностей и занимать это положение.
В условиях такой общественной системы вероятность реализации справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизованно и где определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.
Законы, регулирующие конкуренцию
Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны достичь одной и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели, чтобы законы, регулирующие отношения между людьми в процессе конкуренции.