Корпоративная культура как ее формировать
Только потом я осознал, что все не так просто: они специально так пишут, чтобы снизить опасность обвинений в контрафакте. В мире существует две группы компаний: предприятия типа "Адидас" и типа "Адидос". Первые пришли на рынок всерьез и надолго, и их главная задача — наладить честный долговременный контакт с потребителем.
Вторые видят свою задачу в том, чтобы продать негодный дешевый товар и исчезнуть, "пока не побили". Есть ли у предприятий типа "Адидос" миссия? Очевидно, нет, поскольку никаких позитивных изменений в обществе их деятельность не приносит. В конечном итоге от них только неприятности. Культура есть, только вот назвать ее корпоративной не получается. Итак, делаем предположение: у предприятий, не имеющих миссии, корпоративная культура в традиционном смысле этого термина отсутствует, но культура организации (асоциальная по своей сути) есть.
Так как же формировать корпоративную культуру? Я расскажу об этом, опираясь на свой управленческий опыт (я восемь лет возглавляю крупный негосударственный вуз) и консалтинговую практику во многих компаниях, в том числе и на одном из крупнейших предприятий современной России — КАМАЗе.
Первый и один важнейших способов формирования корпоративной культуры — это пример первого руководителя. Норма поведения никогда не превратится из декларируемой в реальную, если ей не следует первое лицо организации. Хорошо помню такой эпизод: мы консультировали крупный развлекательный центр и проводили интервью с директором. Встреча состоялась прямо в зале ресторана, посетителей практически не было.
Директор как радушный хозяин в процессе многочасовой беседы угощает нас кофе: одна чашка, другая, третья. От четвертой мы вежливо отказываемся. Когда приносят счет, директор расплачивается. Казалось бы, что стоило владельцу заведения заказать кофе бесплатно, однако он этого не сделал. Почему? В ресторане действует правило: персонал не имеет права пользоваться услугами ресторана бесплатно. Сотрудникам положены определенные скидки, и, надо полагать, в счете за кофе они были учтены. Директор понимает: если он будет пользоваться услугами бесплатно, то начнут поступать так и все остальные работники. Сам же он при этом не будет иметь морального права требовать соблюдения этой нормы от сотрудников. Совет №1 для руководителя: хочешь, чтобы правило поведения работало, — выполняй его сам.
Совет №2: определись с организационными ценностями. Формируя корпоративную культуру, руководителю необходимо определиться с тем, что для него важнее всего. В качестве главных организационных ценностей могут выступать следующие: качество, прибыль, дисциплина, правила, скорость обслуживания клиентов, отношение к клиенту, сокращение издержек, гармония межличностных отношений, чистота помещений, внешний вид сотрудников, инновации. Однако сказать, что для нас важны все эти ценности одновременно и в равной степени, значит не сказать ничего: обеспечить это на практике невозможно в принципе.
Приоритетов в организации едва ли может быть больше трех-четырех. Их необходимо активно пропагандировать среди персонала.
Совет №3: сконцентрируй внимание на том, что считаешь первостепенным и важным, не жалей времени и сил на организационные ценности. Персонал примет что-то в качестве организационных ценностей только в том случае, если увидит, что руководитель обращает на это серьезное внимание. В самом начале деятельности нашего Института управления (в этом году мы отмечаем 16-летие) я со своими ближайшими коллегами определился: для нас важна чистота аудиторий, наши студенты не будут делать надписи на столах, как это распространено во многих других вузах. Над нами все смеялись: дескать, задача невыполнима. Действительно, чтобы убедиться в этом, стоило заглянуть в любой российский вуз, в том числе и во многие столичные. Однако мы были настроены решительно: каждый день в конце последней пары деканы обходили аудитории и осматривали столы. Если они обнаруживали надписи (а поначалу это случалось ежедневно), студентам вручали тряпки, ведра и стиральный порошок. Со временем надписи на столах стали встречаться все реже и реже, а потом исчезли вовсе. В последние годы деканы уже давно не обходят аудитории, поскольку в этом нет нужды: запрет пачкать мебель уже надежно вошел в сознание студентов.