Генезис напряженности
Этимология, исходный смысл понятия «напряженность» выражаются с помощью таких слов и словосочетаний, как сверхнормальность, избыточность, концентрированность эмоций, воли, характера, интеллекта и иных жизненных ресурсов.
Отсюда достаточная распространенность словосочетаний «эмоциональная напряженность», «умственная напряженность», «физическая напряженность», «политическая напряженность».
Из контекста подобных лексических стереотипов и были занесены в пространство социальных наук и областей знания понятия «жизненная напряженность», «социальная напряженность».
Традиционно, для отечественного лексического аппарата, понятие «напряженность» содержало некий компонент негативности.
Между тем, это понятие фиксирует, отображает, выражает феномен как негативной, так и позитивной жизненной динамики. Вся проблема лишь в мере того и другого, в типе напряженности, способе, направленности ее развития. В принципиальном, онтологическом смысле напряженность есть избыточность, концентрированность индивидуально-личностных и социально-групповых ресурсов в той или иной точке жизненного пространства.
Концентрация избыточности человеческих, жизненных ресурсов выражается, отражается в системе отношений, причем отношений не только публичных, внешних, но и отношений к себе, отношений саморефлексии, саморазвития.
Онтологическая напряженность в определенном смысле есть собирательное, суммативное понятие, выражающее различные виды напряженности, предопределяемые жизненной, легитимной позицией того или иного социального субъекта (личности, гражданина, семьи, нации, поколения, государства и т.д.), его местом в системе общественных отношений и функциональной специализацией. Это напряженность, обусловленная положением и действиями социализированного субъекта в социальном пространстве.
Онтологическая напряженность социальна по своим внешним признакам и проявлениям и индивидуальна по своим исходным, базовым детерминантам. Причем «переход-перелив» энергии внутренней персонифицированной, интимной напряженности в напряженность публичную вариативен до бесконечности.
Все люди — мужчины и женщины, взрослые и дети, сильные и слабые, богатые и бедные, верующие и неверующие, горожане и жители сельской местности, католики и христиане, альтруисты и циники, злые и добрые, подчиненные и начальники, работающие и безработные, а также иные категории людей, отличающиеся друг от друга индивидуальными и социальными особенностями, вносят свою уникальную лепту в общий «котел» гендерной, поколенческой, межнациональной, профессионально-экономической, политической и иной социальной напряженности.
Как отметил Т. Парсонс, известный американский ученый, один из ведущих представителей системно-функционального направления социальной философии и социологии, «напряжение есть тенденция к нарушению равновесия в балансе обмена между двумя или более компонентами системы».
Исходная концентрация жизненных ресурсов, ведущая к онтологическому дисбалансу, проявляется, прежде всего, на физиологическом и психическом уровнях.
По мнению М. Шелера, « .физиологический и психический процессы жизни онтологически строго тождественны, как предполагал уже Кант. Они различны лишь феноменально, но и феноменально строго тождественны по структурным законам и по ритмике их протекания: оба процесса не механичны, как физиологический, так и психический; оба целенаправленны и ориентированы на целостность».