Проблемы подготовки специалистов сферы туризма
Становиться действительностью, когда хорошее образование, способность к творчеству и компетентность являются важнейшим капиталом каждого. Эти качества способствуют преобразованию нашего общества.
Как известно, коренные структурные преобразования общества определяются в первую очередь двумя тенденциями: глобализацией и информационно-технической революцией. Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок работ представляют собой логическое последствие этих тенденций. Это означает, что однажды приобретенная специальность более не является гарантией для профессиональной деятельности в течение всей жизни. Для отдельного работника это значит, что он должен быть готов к приобретению более высокой квалификации и новых специальностей, а также постоянно продолжать свое образование. Он должен развить в себе способности, которые позволят ему быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации и новым требованиям. По мнению Э. Бульман, наряду со знанием иностранных языков речь идет о так называемых "soft skills", то есть о гибкости, способности работать в коллективе, самостоятельности, умению решать проблемы, выносливости, мобильности, а также о культурной и интеркультурной компетентности.
Приведенные требования находят полное подтверждение в сфере туризма и гостеприимства. Темпы роста рынка работ в этой сфере за последние десять лет резко увеличились, и спрос на профессионально подготовленные кадры намного превышает предложение. По мнению практических работников, проблема заключается не в том, что выпускников профильных образовательных учреждений не хватает, а в уровне их подготовки, завышенных ими критериях самооценки и низкой трудовой мотивации.
Так, выпускница университета В. Никольская, устроившаяся на работу в турфирму, свидетельствует: "Оказалось, что лекции, которые нам читались в вузе, были хоть и интересными, но слишком общими. В них не затрагивались многие практические моменты, почти не разбиралось отраслевое законодательство. Очень важные нюансы, без которых (это я уже потом узнала) работа менеджера по туризму невозможна, не рассматривались вовсе". А работодатель, директор турагетства "Диана Грин" А. Густова подчеркивает, что отраслевые вузы составляют программы по принципу "кто как умеет", в них отсутствуют самые элементарные, но крайне необходимые для практической работы тематические разработки. По ее мнению выпускнику очень важно иметь, прежде всего, хороший навык одного или двух иностранных языков, чтобы он неплохо разбирался в географии и обладал приличным багажом знаний страноведческого характера, умел бы пользоваться специализированными компьютерными программами, поисковыми системами, владел хотя бы первичными навыками техники продаж турпродукта, разбирался в технологиях бронирования услуг, имел основы юридических знаний, ведь придется подписывать договоры с клиентами, разбирать конфликтные ситуации. Для работодателя большое значение имеют личностные качества выпускника, такие как, высокая коммуникабельность, ответственность, аккуратность, доброжелательность, стрессоустойчивость и даже известного рода артистизм.
Аналогичная кадровая проблема в гостиничном бизнесе. По утверждениям руководителей гостиниц студентов и выпускников вузов, как на практику, так и на работу они берут редко, объясняя это тем, что у них отсутствуют практические навыки, а амбиции в отношении вознаграждения и статуса очень велики и абсолютно не соотносятся с уровнем их компетентности. При этом людей в их бизнесе катастрофически не хватает. Объясняется это тем, что проблема у соискателей лежит в сфере ментальности. "Увы, - подчеркивает В. Максимов, генеральный директор отеля "Советский" и ресторана "Яръ", - очень мало людей, которые стремятся быть первыми, хотя на шаг опережать конкурентов. А в нашем бизнесе надо постоянно учиться, следить за новыми тенденциями индустрии”. Для кандидатов, которые приходят на менеджерские места, необходим опыт. Вот поэтому работодатели приглашают только тех, кто имеет опыт работы в этих областях, приглашают иностранцев: англичан, немцев, американцев. Считают, что с ними легче найти общий язык, проще работать.