Проблемы подготовки специалистов сферы туризма
Опираясь на опыт некоторых вузов страны (Российская международная академия туризма, Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса при правительстве Москвы) можно начать образовательную деятельность по следующим формам: годичная программа дневной и заочной подготовки по специальности "социально-культурный сервис и туризм", краткосрочные курсы повышения квалификации (от 36 до 72 часов), а также различные семинары для работников туристских организаций, гостиниц, санаторно-курортных учреждений, ресторанов и кафе.
Такой вид деятельности соответствующим образом регулируется правовыми актами международного уровня и действующим законодательством нашего государства. Целый ряд международных правовых документов в той или иной степени регламентирует организацию и проведение профессионального обучения и предъявляет соответствующие требования к ее организаторам.
Конвенция Международной организации труда (МОТ) N 142 1975 г. "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" предусматривает всесторонне скоординированную политику и программу профессиональной ориентации и профессиональной подготовки каждого государства-члена организации, тесно связанные с занятостью. Рекомендация МОТ N 88 "О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов", и Рекомендация МОТ N 136 "О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития" разработаны и приняты по вопросам профориентации и переподготовки кадров. В Рекомендации МОТ N 150 1975 г. "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" государствам-членам МОТ предписано постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать системы профессиональной подготовки, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности. Европейская социальная хартия, принятая 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотренная 3 мая 1996 г. в Страсбурге, также декларирует право каждого на профессиональную ориентацию, право на профессиональное обучение.
Все больше российских предприятий стремятся сертифицировать свою продукцию на соответствие ее международным стандартам серии ISO 9000. В них также содержаться требования к компетентности, подготовке кадров и квалификации работников. ISO 10015:98 "Управление качеством - Рекомендации по подготовке" определяет, что персонал всех уровней должен быть в достаточной степени подготовлен для того, чтобы соответствовать стремлению организации обеспечивать требуемое качество своей продукции в быстро меняющемся рынке, когда требования потребителя и его ожидания постоянно повышаются, и формулирует основные направления в помощь организациям и их персоналу в организации профессиональной подготовки. Кроме того, стандарт может применяться, когда требуется определить трактовку терминов "образование" и "подготовка" в рамках стандартов контроля качества и обеспечения качества ISO 9000.
Все международные требования в той или иной степени учтены Трудовым кодексом РФ (ТК). Так, в нем в соответствии ст. 21 в числе основных прав работника предусмотрено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации. Согласно ст. 197 ТК, работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Это право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.