Анализ безубыточности как способ управления затратами
По метеорологическим услугам критический объем продаж снизился на 55,9% за счет снижения постоянных затрат на 23,8% и отклонения по переменным затратам – 16,4%. Также увеличился доход на 5%. Следовательно предприятие по метеорологии увеличило свой запас прочности.
Теперь определим безубыточный объем продаж (29) в целом по предприятию.
Таблица 28
Динамика безубыточного объема продаж в стоимостном выражении
Показатели |
2004г |
2005г |
2006г |
Отклонение (+/-), % | |
на 2005г |
на 2006г | ||||
Постоянные затраты (т.тенге) |
1262 |
1770 |
1511 |
+40,3 |
-14,6 |
Переменные затраты (т.тенге) |
12231 |
12624 |
10999 |
+3,2 |
-12,9 |
Доход от реализации (т.тенге) |
15301 |
16000 |
17200 |
+5 |
+8 |
Доля маржинального дохода в выручке (т.тенге) |
0,2 |
0,2 |
0,4 |
-- |
+100 |
Критический объем продаж (т.тенге) |
6310 |
8850 |
3778 |
+40,3 |
-57,3 |
По результатам расчетов можно построить гистограмму критического объема в стоимостном выражении.
Доля маржинального дохода (30) в выручке предприятия в 2005г. осталась без изменения. На это повлияло то, что хоть доход от реализации продукции и увеличился на 5%, но в то же время увеличились и переменные затраты на 3,2%. В 2006г. эта доля увеличилась на 100%. Это связано с тем, что увеличился доход от реализации услуг на 8% и снизились переменные затраты на 12,9%.
Безубыточный объем продаж в стоимостном выражении по предприятию в 2004г. составил 6310т.тенге. В 2005г. эта цифра составила 8850 (отклонение от 2004г. - +40,3%). Это нежелательное явление, так как у предприятия снизилась зона безопасности. Но в 2006г. ВК ЦГМ увеличивает свою зону безопасности, т.к его точка безопасности снизилась на 57,3%, что составило 3778 т.тенге. На это повлияло снижение переменных и постоянных затрат на -12,9% и -14,6% соответственно и увеличение дохода предприятия на 8%.
Для определения точки безубыточности в процентах воспользуемся формулой 31:
, (31)
где Т%- объем продаж в процентах от общего объема
100%- максимальная производственная мощность
Таблица 29
Динамика критического объема продаж по гидрологии 2004г- 2006г
Показатели |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
Отклонение (+/-), % | |
на 2005г. |
на 2006г. | ||||
Постоянные затраты (т.тенге) |
121 |
134 |
175 |
+10 |
+30,6 |
Переменные затраты (т.тенге) |
1066 |
1076 |
1280 |
+0,9 |
+19 |
Доход от реализации (т.тенге) |
1321 |
1390 |
1650 |
+5,2 |
+18,7 |
Критический объем продаж (%%) |
48 |
43 |
47 |
-10,4 |
+9,3 |