Зарубежный опыт оценки эффективности системы менеджмента качества
Современный этап развития научно-технического прогресса выдвигает в число первоочередных задач качество продукции, оказывающее значительное влияние на развитие экономики государства.
В промышленно развитых странах мира активно ищут пути решения проблемы повышения качества товаров и услуг, которые будут конкурентоспособны на мировом рынке [5, с.9].
Очень серьезной проблемой для промышленности Америки являлись огромные затраты вследствие низкого уровня качества, 20-25% всех текущих затрат американского производителя шло на обнаружение и устранение дефектов продукции.
Большинство специалистов Америки считали низкое качество тормозом роста производительности труда конкурентоспособности.
Проблемы качества в США решали различными протекционистскими мерами: тарифами, пошлинами, квотами, защищавшими американского производителя от конкурентов. Вопросы качества считались второстепенными.
Тем не менее, в Америке стали четче представлять проблему качества, а главное, что качеством необходимо управлять.
При системном управлении качеством главной целью контроля становится накопление данных для совершенствования процессов производства и повышения репутации продукции у потребителей.
Центром революции в области качества является удовлетворение требований потребителей.
В стране обратили внимание на вопросы повышения качества национальной продукции законодательная и исполнительная власть США.
Меры, принимаемые в США с целью постоянного качества продукции, позволили ликвидировать разрыв в уровне качества продукции, позволили ликвидировать разрыв в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурентоспособность Америки на мировом рынке.
Опыт Японии убедительно показал, что повышение качества - это работа, которая никогда не кончается, и качеством занимаются на всех уровнях: государство – компания – рабочие - потребители.
Отличительной особенностью японских программ повышения качества и системного управления качеством является их направленность на предотвращение дефектов, а не обнаружение их путем контроля, результатом этого является то, что отказы у японских автомобилей возникают в 10 раз реже, чем у американских.
Для Японии характерен контроль качества технологических процессов, что явно превалирует над контролем качества продукции [6, с.110].
Для японской экономики присущ принцип поиска в управлении качеством новых методов, которые учитывали бы изменения экономических и общественных усилий и позволяли бы быстро реагировать на них.
В заключении следует выделить главное в отношении к качеству в Японии:
- активное внедрение научных разработок в области управления;
- широкое внедрение новейших технологий;
- использование информационных технологий на всех стадиях управления;
- постоянный анализ и контроль за производством;
- работа по повышению морально-этических норм работников с целью воспитания патриотизма к своей фирме с максимальным использованием их возможностей и реализации творческого потенциала личности, для достижения корпоративных интересов фирмы.
В Европе, в отличие от США и Японии, долгое время, за редким исключением, управление качеством продолжало оставаться на уровне контроля. С 1980-х годов в Европе интенсивное движение к повышению качества продукции и услуг.
Многие фирмы внедрили системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000. Это не замедлило сказаться на изменении позиции по вопросам качества продукции, которая стала более высокого качества.
Следует отметить, целенаправленную деятельность европейских стран по подготовке к созданию единого европейского рынка, который мог обеспечить эффективный обмен товарами и рабочей силой между странами.
В процессе подготовки к общеевропейскому рынку были выработаны единые стандарты и подходы к технологическим регламентам, гармонизированы национальные стандарты на системы качества, основанные на стандартных ИСО серии 9000 вводятся в действие их европейские аналоги к серии 29000.