Зарубежный опыт оценки эффективности системы менеджмента качества
В России внимание к управлению качеством постоянно возрастает, вместе с тем многие менеджеры до сих пор основную часть рабочего времени посвящают «сиюминутным» проблемам и исправлению ошибок, а не планированию качества с самого начала.
Подход к качеству, возникший в советские времена и который ограничивался контролем, наказаниями и штрафами за брак, на настоящий момент все еще доминирует.
Необходимо время, чтобы владельцы бизнеса и управляющие осознали, что управление качеством товаров и услуг, основанное на планировании и удовлетворении потребителей - единственная основа их экономического процветания.
Особенно остро проблема качества встает в свете предстоящего вступления России в члены ВТО – Всемирной Торговой Организации. В этом случае многие таможенные пошлины, защищающиеся многие отечественные отрасли, будут снижены, количество импортных товаров, проникающих на отечественный рынок, существенно возрастет. При этом достойную конкуренцию импорту смогут составить только качественные российские товары. Недостаток времени, который сопровождает любые инициативы российских фирм по повышению качества, только усложняющих ситуацию.
Япония занимается управлением качества с 50-х годов, США – с начала 80-хгодов. В этой связи российским фирмам предстоит как можно быстрее проектировать и внедрять на предприятии всех форм собственности системы качества, в том числе соответствующие стандартам серии ИСО 9000.