Расчёт эффективности создания и функционирования системы менеджмента качества в ООО «Нефтегазинжиниринг»
Экономическая цель управления качеством - обеспечить получение соответствующей продукции наиболее эффективным путем, т.е. при минимальных затратах. Обеспечение качества и дальнейшие программы по улучшению качества нацелены на устранение затрат, связанных с выпуском несоответствующей продукции.
Большинство организаций не учитывает затраты на качество, поскольку они не включены в общую бухгалтерскую отчетность, предоставляющую информацию о прибыли и убытках. Однако затраты на качество могут существенно влиять на величину прибыли предприятий. Если организация не проводит систематический анализ затрат на качество, то ей крайне сложно своевременно определить причины возникновения таких затрат, а также управлять ими или добиться их снижения.
При проведении анализа и оценивания затрат необходимо:
- выявить и оценить размеры необходимых инвестиций в обеспечение (гарантирование) и улучшение качества;
- обеспечить требуемый уровень качества выпускаемой продукции при минимизации общих издержек на ее производство;
- выявить взаимосвязи затрат на качество и результатов хозяйственной деятельности предприятия;
- определить критические «узкие» места в производственно-хозяйственной деятельности, требующие принятия мер по ее совершенствованию.
Как показывает зарубежный опыт, затраты на качество могут быть существенными. По результатам анализа, проведенного компанией «Бритиш Аэроспейс» в 2006 году, затраты на качество составили 11 % от стоимости продукции. Из них 22 % затрат были направлены на предотвращение, 30 % - на оценку и 48 % - на ликвидацию несоответствий.
Исследования, проведенные в 2005 году в Великобритании, показали, что затраты на качество могут достигать 10-20 % от общего оборота. В то же время только около 40 % компаний фиксируют информацию о затратах на качество. Большая часть затрат на качество (примерно 80 %) связана с устранением брака и проведением контроля.
Значительный объем затрат на ликвидацию брака свидетельствует также о наличии косвенных убытков, возникающих из-за неудовлетворенности потребителей, следствием чего является снижение спроса на продукцию, выпускаемую предприятием. Подобная ситуация приводит к потерям в бизнесе, причем величину таких потерь трудно измерить в финансовом эквиваленте.
Анализ и оценка затрат на качество дает возможность предприятию управлять затратами и оценить влияние функционирования СМК на результаты деятельности.
По данным строительных фирм Финляндии, применение СМК, разработанных в соответствии с требованиями стандарта ИСО серии 9000, обеспечивает снижение себестоимости строительной продукции до 20 % [31].
Оценка затрат на качество позволяет определить экономические последствия решений, принимаемых в рамках СМК, оценить убытки от возникновения дефектов и несоответствий, провести всесторонний анализ затрат на качество. Организация учета, анализа и оценки затрат па качество необходима для управления:
- изменением затрат на качество;
- инвестициями в улучшение качества;
- обеспечением качества изготовления продукции и совершенствованием технологии производства;
- развитием производства;
- разработкой и выпуском новой продукции;
- обеспечением интересов поставщика и потребителя.
Анализ затрат на качество - неотъемлемая часть экономической стратегии предприятия в области качества. Анализ должен базироваться на определении взаимосвязи и взаимовлияния качества продукции и экономических показателей деятельности организации.
Оценка затрат на качество проводится в организации для получения экономической информации при принятии руководством решений в области качества. Оценка осуществляется по различным критериям в зависимости от целей организации в области качества или от характера информации, которая необходима для принятия экономически обоснованных решений.
Затраты на обеспечение качества продукции предприятия подразделяются на три группы: Зп - на предупреждающие действия; Зк - на оценку качества продукции (контроль и подтверждение); Зд - на устранение дефектов (отказов). Затраты на предупреждающие действия (Зп) связаны с разработкой и внедрением мероприятий по предотвращению выпуска дефектной продукции и улучшения ее качества. Затраты на оценку качества продукции (3к) связаны с испытаниями, контролем и исследованиями с целью оценки выполнения требований к качеству продукции в процессе производства. Затраты на устранение дефектов (Зд) включают ликвидацию внутренних и внешних отказов. Расходы на устранение внутренних отказов вытекают из неспособности продукции выполнить требования к качеству перед поставкой и включают затраты на разработку, переделку, повторные испытания, утилизацию. Расходы на устранение внешних отказов вытекают из неспособности продукции выполнить требования к качеству после поставки и включают затраты, связанные с возвратом, возмещением ущерба и юридической ответственностью.