Расчёт эффективности создания и функционирования системы менеджмента качества в ООО «Нефтегазинжиниринг»
В состав затрат на предупреждающие действия входят затраты на улучшение качества продукции. Однако необходимо помнить, что высокое качество продукции, как правило, невозможно получить без дополнительных затрат. Издержки на обеспечение качества могут возрастать с повышением качества продукции, поэтому показатели уровня качества и принятие мер по его улучшению планируются на основе анализа состояния рынка цен, которые покупатели согласны заплатить, и определения количества продукции, которое может быть реализовано по более высокой цене.
Руководству предприятия при выделении ресурсов на улучшение качества необходимо проводить обоснование, базируясь на результатах сопоставительного анализа производимых затрат и ожидаемых выгод.
Первый блок содержит исходные данные, используемые для анализа: бизнес-процессы СМК, документированные процедуры, регламентирующие выполнение бизнес-процессов и отдельных операций, записи по качеству.
Во втором блоке производится расчет затрат на изготовление продукции, а также оценивается степень удовлетворенности потребителя ее качеством. Удовлетворенность потребителя характеризуется величиной спроса и объемом продаж по установленной цене за определенный период реализации.
Если показатели спроса и объема продаж стабильны, либо растут, значит, потребители удовлетворены качеством продукции данного предприятия, что подтверждает эффективность функционирования СМК. Следующий шаг - расчет экономического эффекта.
В случае, когда потребители не удовлетворены продукцией предприятия, что выражается в падении спроса и объема продаж, необходимо разработать стратегию по достижению целей в области улучшения качества выпускаемой продукции (блок 3). Далее в рамках 3-го блока рассчитываются затраты на реализацию мероприятий по улучшению качества продукции и сопоставляются с потенциально возможной величиной прибыли.
При положительном результате, когда прибыть от реализации продукции перекрывает затраты на улучшение качества, можно переходить к расчету экономического эффекта.
Если результат предварительного расчета отрицательный - возвращаемся в 3-й блок для разработки нового варианта стратегии и соответствующих мероприятий по улучшению качества, но с меньшими затратами, и так действуем до тех пор, пока не получим положительный результат для предприятия, когда получаемая прибыль будет больше производимых затрат.
Рассмотрим второй подход к оценке эффективности СМК путем расчета частных эффектов от конкретных мероприятий и изменения отдельных показателей деятельности строительной организации.
Источниками экономических эффектов могут быть:
1. Снижение затрат на управление, которое определяется по формуле 13:
Эу = З1 – З2 (13)
где Эу - эффект от снижения затрат на управление в результате реализации СМК,
З1, З2 - затраты на управление до и после внедрения СМК
2. Сокращение случаев поступления на строительную площадку недоброкачественных материалов, конструкций, деталей и технологического оборудования. Экономический эффект (Эс) от этой работы можно рассчитать перемножением объемов забракованной продукции, поступающей на строительство, на ее стоимость и сложен ем результатов по всем случаям выбраковки, с вычитанием затрат на дополнительную работу по контролю качества. Необходимо иметь в виду, что такая работа проводилась всегда, но не столь эффективно. При внедрении СМК эффект по этой составляющей значительно повышается.
3. Снижение трудоемкости строительно-монтажных работ из-за уменьшения выпуска дефектной продукции. Экономический эффект за счет данного источника при выполнении строительных работ (Эт) можно определить по формуле 14:
Эт = ОсСт х (То-Тн) (14)
где Ос - объем строительной продукции в натуральных единицах;
То и Тн - трудоемкости строительных работ до и после внедрения СМК, в чел-ч;
Ст - часовая тарифная ставка.
4. Увеличение цены реализуемой строительной продукции. Это чисто рыночный эффект, достигаемый за счет повышения качества готовой строительной продукции. Его можно рассчитать по формуле 15:
Эц=∑Oi •∆Цi (15)
где Oi - объем i-й продукции после внедрения СМК, в физических единицах;
∆Цi - изменение цены i-й строительной продукции после реализации мероприятий по улучшению качества,
5. Увеличение объемов работ в результате расширения рынка сбыта строительной продукции с повышенным качеством. Увеличение массы прибыли за счет этого источника (Эп) может быть рассчитано по формуле 16:
Эп = В * (Он - Оо) (16)
где В - норма прибыли, определяемая по нормативам или по факту, в долях единицы;