Методологические подходы, принципы и методы анализа подготовки специалистов сферы туризма
Глобализация охватывает самые существенные стороны экономических, политических, информационных и культурных процессов, устанавливает почти мгновенную связь между разными регионами планеты. Глобальные процессы бросают вызов многим странам, нациям и этносам. Правильно сориентироваться в вызовах современности и избрать оптимальную стратегию развития - главная задача украинского социума. Выбор правильной стратегии предусматривает наряду с другими факторами, также и развитие сети высококачественного туристского сервиса в Украине, а это означает многоплановую подготовку специалистов сферы туризма в вузах Украины.
Стержнем педагогического процесса системы обучения в специальном учебном заведении туристского профиля становится учебная деятельность, поэтому исследование системной детерминации учебной деятельности поможет возродить в правах идею всестороннего развития личности, идею, которая определенной мерой была скомпрометирована предыдущей системой общественных отношений через хронический разрыв желательной и соответствующей действительности. Известно, что в обобщенном понимании личность - это человек, который выступает как автономный носитель и субъект конкретных человеческих форм деятельности и отношения к миру, которые сложились исторически. То есть, личность всегда конкретно исторична, она является продуктом своего времени, тех общественно-экономических отношений, современницей и участницей которых она является. Справедливо утверждение: личностью не рождаются, ею становятся. Поэтому самой важной идеей в целенаправленном процессе развития личности есть идея гуманистической парадигмы личностно-ориентированного образования и воспитания.
В основе методологии подходов сравнительно-педагогического анализа содержания подготовки специалистов сферы туризма лежат принципы гуманизма и конструктивизма. Реализация идеи обозначенной гуманистической парадигмы в учебной деятельности профильного вуза непременно возлагаться на принципы индивидуализации обучения, профессиональной заинтересованности обучения. Связи обучения с практической деятельностью и принцип соответствия социально-психологических особенностей участников занятий специфике обучения также играют важную роль в организации учебного процесса.
Личностно-ориентированная гуманистическая парадигма обучения оказывает содействие, прежде всего, становлению неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, субъекта культуры, которая изучается. Поэтому стратегически важное значение приобретает принцип проблемности обучения в творческом развитии продуктивной учебной деятельности в вузе туристского профиля.
- "Цель личностно-ориентированного гуманистического образования - это, прежде всего, развить человека в человеке, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, самодетерминации личности".
В этом процессе актуализируются принципы сознательной учебно-познавательной активности участников занятий в процессе обучения, а также принцип коллективности обучения, который оказывает содействие реализации культуроформирую-щей функции обучения, что обеспечивает сохранение, передачу, воспроизведение и развитие культуры способами образования. Она состоит в создании духовной взаимосвязи между личностью и своим народом, в переживании чувства принадлежности к национальной культуре, в интериоризации ценностей, в построении собственной жизни в соответствии с национальной культурой. Кроме этого применения принцип коллективности обучения предопределяет социализацию личности.
Образование в сфере туризма, учитывая его разноплановость и мультидисциплинарный характер, должно заложить механизмы адаптации, рефлексии, сохранения ее индивидуальности, чтобы усвоение и воспроизведение индивидуумом социального опыта происходило без значительных затрат для личности. Все эти положения смогут стать значащими лишь при условии, если будут наполнены соответствующим содержанием учебной деятельности. Они должны быть направлены на удовлетворение потребностей человека: свободы и свободного выбора ценностей, действий, позиции в определенных условиях, самостоятельности и ответственности, самоопределения и творчества. Служить этому призваны принципы научности обучения, систематичности и последовательности обучения.