Методологические подходы, принципы и методы анализа подготовки специалистов сферы туризма
Такой вид туризма можно назвать путешествием, странствием. Путешествие осуществляется для ознакомления с другими культурами не через книги или разнообразные информационные источники, а при непосредственном контакте с памятниками, бытом, обычаями другой, отличной от нашей культуры. Во время путешествия не рассматривается цель принятия новых культурных ценностей, турист остается самим собой, представителем своей социокультурной среды, посторонним наблюдателем. Он может приобрести, прибавить что-то новое, расширить свое познание окружающего мира, но он не отрекается своей культуры. Здесь надо отметить, что границы социокультурной среды не всегда совпадают с границами стран. Они или больше, или меньше, исходя из самоидентификации туриста.
Поэтому туристское странствие по одному и тому же марш-Руту для двух людей может быть разными видами туризма. Например, туристское путешествие в Иерусалим одними воспринимается как духовное становление, приобщение к святыням своей культуры. Здесь осуществляется перемещение в границах своей культуры, не считаясь с тем, какое расстояние было преодолено. Другими такое странствие может восприниматься, как путешествие в заграничный город с интересной, но чужой культурой. Туристское путешествие может осуществляться и в границах своей культуры, включая другие страны в свою социокультурную среду.
Каждый из названных видов туризма ставит перед собою свои задачи. Дисциплина, которая изучает воспитательное значение туризма в историческом аспекте, педагогика истории туризма, рассматривает влияние путешествий на образование и воспитание человека в процессе исторического развития, начиная с древнейших времен.
Если заглянуть в историю туризма, то можно увидеть, что сначала возник такой вид туризма, как паломничество. Оно ведет начало от путешествия св. Елены в Иерусалим в IV ст. В этом же столетии паломничество приобретает значительное распространение. Многие люди преодолевали большие препятствия, чтобы приблизиться к святым местам, источникам своей культуры.
Только в начале XVIII столетия появляется такой вид туризма, как "путешествие за границу своей культурной среды". До этого времени путешествия были связаны преимущественно с торговой, воинской или другой служебной деятельностью, а также с образовательной целью. Ни одно поколение состоятельных вельможных сословий не могло обойтись без путешествия по Европе. Это считалось обязательным элементом образования в средние века и эпоху Возрождения.
В Украине такой вид туризма появляется еще позднее. "Украинский язык не знал слова "туризм" и производного от него "турист" вплоть до второй половины XIX столетия. Оно появляется у И. Нечуй-Левицкого, М. Драгоманова (со временем, и У других авторов) - с объяснением "турист - то есть путешествующий". Путешествие осуществлялось к месту с другой культурой, которое уже воспринималось толерантно. В условиях глобализации перед туризмом возникает новая задача - объединение двух видов туризма. Процесс глобализации требует объединения культур через осознание взаимозависимости. Такое объединение не должно быть механической смесью, или поглощением одного другим. Сейчас повышается роль каждой культуры, ее влияние на глобальные процессы. Особенность туризма в эпоху глобализации состоит в формировании единства многообразия, которое приведет к сближению двух форм туризма - паломничества и путешествия. Развитие человеческих связей соединяет людей из разных стран, из разных уголков земли в единую социальную систему под названием человечество. Укрепление отношений между людьми приводит к образованию глобальной системы взаимозависимости. Ни одно общество сейчас не может и не живет в изоляции от других стран.