Методологические подходы, принципы и методы анализа подготовки специалистов сферы туризма
Когда полученные результаты учебной деятельности используются иными субъектами, то учебная деятельность из детерминированного процесса проработки превращается в фактор детерминации дальнейших поисков. Следовательно, внутренняя детерминация учебной деятельности реализуется через определенные циклы, которые составляются из нескольких стадий. В этом состоит дидактика учебного процесса в высшей школе.
Целевая стадия. Детерминируется потребностями общества в новом сознании и содержит в себе рассмотрение спешных общественных потребностей, возможности их удовлетворения и развития, а также тех общественных условий, которое вызывали к жизни обозначенные потребности. Целевая стадия туристической деятельности, направленная к проектированию учебных занятий в высшей школе, в которой готовят специалистов сферы туризма, осуществляется согласно закону единства процессов развития экономического и информационного пространства в соответствии со способом познания и производства, достигнутого в конкретных условиях развития общества, в конкретном регионе мира. Действие этого закона управления социально-коммуникативным процессом и информационным пространством страны предопределяет почтительное отношение к потребностям личности, к заботам об ее благе и всестороннем развитии. Поэтому целевая стадия в вузах туристского профиля будет не везде одинаковой. Это, прежде всего, связано с различным уровнем экономического, политического и социального развития общества, в котором происходит обучение и подготовка специалистов сферы туризма. Подробный анализ состояния современных дидактических систем подготовки специалистов данной отрасли, проведенный исследователями, показывает, что внешние факторы оказывают значительное влияние на формирование потребностей в специалистах соответствующего профиля.
Проработка целевой стадии учебной деятельности в высшей школе обязательно содержит в себе определение места учебного материала отдельной темы в достижении перспективных целей профессионального воспитания и решения разногласий между конкретным материалом отдельного занятия и предложенными программой общими целями обучения. Для этого устанавливается социально-педагогический компонент - мировоззренческие и моральные идеи, которые заложены в учебном материале, а также их отношение к будущей профессиональной деятельности студентов.
Применение социально-педагогического компонента темы помогает связать перспективные учебно-воспитательные цели с самыми близкими тактическими; частично создать мотивационное обеспечение занятия (речь идет о профессионально-ориентированном моменте). Сформировать у студентов установку на специальность; начать трансформацию целей педагога в цели студентов; обозначить межпредметные связи; осуществить синтез знаний смежных предметов - все это практическая направленность целевой стадии.
Целевая стадия учебной деятельности служит своеобразным порогом, границей вхождения студентов под свод профессиональной культуры, адаптацией к умениям и привычкам пользоваться профессионально значащими вещами и мыслями. Профессиональное мышление составляется из специальных знаний и мировоззренческих компонентов. Дидактическим способом, который предопределяет гармонизацию единства абстрактно - обобщенных и личностных факторов будущих специалистов сферы туризма, служит принцип профессиональной заинтересованности обучения. Одним из самых важных условий успешного осуществления этого принципа является органическая связь развитых способностей студентов со стойкой склонностью к избранной профессиональной деятельности. "Стойкая склонность и полнейшее развитие способностей - взаимообогащение и взаимостимулирование - это и называется призванием".