Управление персоналом кризисного предприятия для достижения поставленных целей
Мобилизация коллектива кризисного предприятия включает следующие этапы:
– агитация, в ходе которой работникам показывается зависимость их личных судеб от выживания фирмы, формируется имидж надежного руководителя, устанавливаются каналы взаимодействия между руководителем, коллективом и работниками;
– профессиональный рост (создаются условия для повышения работниками своей квалификации, обеспечивается высокое стремление работников к самосовершенствованию, формируется новая цель предприятия и определяется ее взаимосвязь с развитием в будущем);
– интеграция (создаются новые модели поведения, закрепляющие новые отношения, выбираются проекты, в которых реализуются перспективные идеи, позволяющие объединить усилия всех работников кризисного предприятия).
В работе с персоналом кризисного предприятия существует два подхода по повышению конкурентоспособности:
– ликвидация имеющихся недостатков в организации путем реорганизации, связанной с устранением подразделений и работников, которые не вписываются в стратегию вывода предприятия из кризисной ситуации;
– поиск уникальных черт предприятия, которые создают положительный образ у потребителей.
Реорганизация, связанная с сокращением персонала, может быть эффективной и неэффективной.
Неэффективная реорганизация может привести к следующим негативным результатам (табл. 5).
Таблица 5
Последствия неэффективной кадровой политики на кризисном предприятии
Мероприятия |
Результат |
Выполнение программ добровольного увольнения персонала, в том числе уход на пенсию по возрасту |
Риск потери квалифицированных кадров, из-за чего у предприятия могут быть значительные трудности |
Сокращение или временное освобождение от работы некоторой доли работников во всех структурных подразделениях |
Неравномерное распределение рабочей силы в структурных подразделениях предприятия |
Сокращение программ финансирования обучения и повышения квалификации работников предприятия |
Неподготовленность работников к работе на новых рабочих местах в условиях ограниченности ресурсов |
Чрезмерно резкое и значительное сокращение персонала |
Нарушение ритмичного технологического процесса, необходимость возвращения уволенных на рабочие места или найм других работников, что может создать конфликтные ситуации |
Расстановка на место уволенных оставшихся работников |
Кратковременный успех до тех пор, пока у оставшихся работников будет побудительный стимул к труду |
Введение жесткой регламентации труда и строгой отчетности взамен широкого вовлечения персонала в разработку и реализацию мер по выводу предприятия из кризиса |
Отчуждение коллектива от руководителя и, как результат, снижение стимулов к высокопроизводительному труду |
Поэтапное отправление работников в неоплачиваемый отпуск |
Ухудшение в коллективе морально-психологического климата и отношения к труду |
Внедрение системы стимулирования, которая не учитывает перспективы роста карьеры работников на предприятии |
Негативное отношение к предприятию отдельных групп работников, порождение стремления к сиюминутному успеху |