Управление персоналом кризисного предприятия для достижения поставленных целей
Матричная структура. При такой структуре управления производственные единицы находятся под контролем как функциональных, так и продуктовых служб. Очевидные достоинства этого типа структур в виде улучшения информационного обеспечения и использования опыта специалистов сочетаются с недостатками в виде нарушения иерархии управления и двойственности полномочий и подчинения, возможности роста конфликтности.
В практической деятельности в основном используются 2–4-уровневые структуры, где число уровней и звеньев управления на каждом из них зависит от масштаба производства организации, разнохарактерности ассортимента продукции, территориальной рассредоточенности производственных, подсобных и вспомогательных подразделений, наличия дочерних и зависимых предприятий, особенностей работы на рынке, квалификационного состава управленческих кадров и других факторов.
За конечный результат в целом на каждом уровне управления отвечает руководитель, задача которого состоит в координации работы всех подчиняющихся ему функциональных и производственно-вспомогательных подразделений в достижении конечных результатов.
Достоинства и недостатки организационных структур управления оцениваются тем, насколько конкретный вид структуры эффективно реагирует на изменения во внешней среде и внутри организации, обеспечивает сплоченность управленческого персонала и межфункциональную координацию в достижении намеченных организацией целей, насколько финансовое состояние подразделений зависит от результатов их функционирования, насколько подразделения могут оперативно и самостоятельно решать текущие хозяйственные задачи, а высшее руководство может принимать эффективные стратегические решения.
При оценке эффективности действующей структуры управления в условиях появления признаков кризисного состояния организации следует обращать внимание на следующие факторы, способные влиять на ее построение:
– размер и степень разнообразия деятельности организации;
– территориальное размещение подразделений организации;
– динамизм внешней среды, рынка сбыта продукции;
– стратегию, реализуемую организацией;
–эффективность принимаемых и реализуемых решений на разных уровнях управления;
– объем дублирования функций управления;
– несоответствие обязанностей объему прав и полномочий;
– трудности в прохождении потоков информации;
– противоречивость принимаемых и реализуемых решений;
– практику делегирования полномочий и ответственности.
Основной целью организации, находящейся в кризисной экономической ситуации, является ее платежеспособность.
В кризисный период изменения в структурах управления должны быть направлены, прежде всего, на создание условий для выживания организации за счет рационального использования ресурсов, снижения затрат и более четкой работы управленческого аппарата. В этот период могут быть предусмотрены следующие изменения в структуре:
– сокращение числа уровней управления, переход к более централизованной системе выполнения функций управления;
– установление, из-за каких функций и нерешаемых задач организация попала в кризисную ситуацию;
– сокращение числа заместителей руководителей и смена отдельных руководящих кадров;