Качество продукции: понятие, показатели, системы управления
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегий, организация производства, маркетинг.
В условиях экономических реформ существенное повышение качества строительной продукции является важнейшим условием интенсивного развития строительной отрасли в целом. Низкий уровень качества снижает экономическую эффективность капитальных вложений, отрицательно влияет на всю экономику страны, затрудняет решение социально - экономических задач.
Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Международная организация по стандартизации определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребност. Продукция здесь рассматривается как материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающей полезными свойствами и предназначенный для удовлетворения потребностей общественного или личного характера. Результаты работы могут быть овеществленными и неовеществленными.
Учитывая, что свойство продукции является исходной характеристикой ее качества, рассмотрим связанные с ним понятия и термины. Свойство продукции – это объективная особенность, которая проявляется при создании, эксплуатации или потреблении изделия.
Признаком продукции является качественная или количественная характеристика любых ее свойств или состояний. К качественным признакам можно отнести цвет материала, форму изделия.
Количественный признак является параметром продукции и может быть одним из показателей ее качества.
Формирование и поддержание качества продукции происходит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают исследование и обоснование разработки, разработку, производство, эксплуатацию и ремонт. На начальной стадии проводятся работы по формированию исходных требований к продукции, которые, как правило, включают: составление заявки на разработку и освоение, создание аванпроекта, научно- исследовательские работы и подготовку технического задания.
Техническое задание, как правило, состоит из следующих разделов: наименование и область применения продукции, основание для разработки, цель и назначение разработки, технические требования, экономические показатели, стадии и этапы разработки, порядок контроля и приемки, приложения.
Заказчик формирует исходные требования, обеспечивающие реальную возможность для создания продукции необходимого технического уровня, сокращения сроков и затрат на разработку и постановку продукции на производство, избежание ошибок в дальнейшем за счет тщательной предварительной проработки основных вопросов.
Разработчик осуществляет разработку технического задания на основе исходных требований заказчика, а также с учетом результатов выполненных научно- исследовательских и экспериментальных работ, анализа передовых достижений отечественной и зарубежной техники, прогрессивных типажей и систем машин и оборудования, изучения патентной документации, требований внешнего и внутреннего рынков.
Изготовитель определяет необходимость участия разработчика в подготовке и освоении производства продукции.
Важнейшими задачами на стадии производства являются: обеспечение стабильного качества продукции, анализ данных о результатах эксплуатации, выявление возможных направлений совершенствования изделий, выполнение работ по подготовке к сертификации и организации сервисного обслуживания.
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 1980-х годов и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Эти стандарты вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам обеспечения качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента – менеджмент качества.
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя. Качество можно представить в виде пирамиды.
Качество