Качество продукции: понятие, показатели, системы управления
- ситуация на рынке сбыта;
- конкурентоспособность продукции;
- научно- технический прогресс и борьба с конкурентами;
- состояние дел внутри предприятия;
- вложение инвестиций в развитие предприятия.
Все действия управления качеством осуществляются на основе специальных функций.
Необходимо различать принципы управления качеством продукции:
- единство количества и качества продукции;
- эффективность качества;
- повышение уровня качества;
- системный подход к качеству;
- экономическое стимулирование;
- комплексность стандартизации и сертификации;
- создание систем управления качеством.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции [22, С. 178].
Разработка системы качества продукции состоит из следующих этапов:
- информационное совещание;
- принятие решения о создании системы качества;
- разработка плана – графика создания системы качества;
- определений функций и задач системы качества;
- определение структурных подразделений;
- разработка схем управления качеством;
- определение состава документации системы качества;
- разработка нормативной документации и «Руководства по качеству»;
- внедрение системы качества продукции;
- проверка, отладка и совершенствование системы качества.
В настоящее время в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, возникает проблема оценки качества и надежности выпускаемой продукции.
Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно - технической документации, является сертификация. Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Международная организация по стандартизации, ИСО, содействует развитию стандартизации и активизации роли стандартов во всем мире. Ее основной задачей является развитие сотрудничества и международный обмен в интеллектуальной, научной, технической и экономической сферах деятельности. Эта неправительственная организация в настоящее время объединяет представителей из 140 стран. Результатом деятельности ИСО является публикация согласованных международных стандартов во всех направлениях жизнедеятельности, исключая области, относящиеся к компетенции Международной электротехнической комиссии.