Качество продукции: понятие, показатели, системы управления
Качество фирмы
Качество работы
Качество продукции
Рис. 1 – Пирамида качества
Наверху пирамиды находится TQM – всеохватывающий, тотальный менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно- технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает в себя обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, напрямую связанной с выпуском продукции. Качество продукции непосредственно вытекает из качества работы. Здесь оценивается качество годной продукции, учитывается мнение потребителя, анализируются рекламации.
Для оценки качества продукции при ее создании, испытаниях, сертификации, покупке и потреблении используются показатели качества. К ним относятся следующие единичные показатели:
- назначения, характеризующие свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена и обусловливающие область ее применения;
- надежности, определяющие свойства продукции сохранять в заданном интервале времени, в установленных пределах значения всех параметров продукции, характеризующих ее способность выполнять основные функции;
- использования сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов;
- эргономические, характеризующие систему «человек-изделие-среда» и учитывающие комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических, психологических свойств человека, проявляющихся при взаимодействии с изделием в производственных и бытовых условиях;
- эстетические, характеризующие целостность композиции, совершенность производственного исполнения;
- технологичности, определяющие свойства продукции, обуславливающие оптимальное распределение затрат, материалов, средств, труда, времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции;
- унификации и стандартизации, характеризующие насыщенность изделий стандартизированными и унифицированными узлами и деталями, а также уровень унификации с другими изделиями;
- транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к ее перемещению в пространстве, не сопровождающемуся эксплуатацией или потреблением;
- безопасности, характеризующие особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека;
- экологичности, характеризующие особенности продукции, определяющие уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции;
- патентно-правовые, характеризующие патентную защиту и патентную чистоту.
Комплексные показатели характеризуют совместно несколько простых свойств или одно сложно, состоящее из нескольких простых. Интегральные показатели отражают отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатации.
Наиболее широкое применение при оценке качества продукции производственно - технического назначения находят показатели, сгруппированные по характеризующим свойствам.
При оценке отечественных товаров для населения применяются такие показатели, как сорт, группа сложности, марка, категория качества.
В мировой практике с целью оценки степени превосходства используется градация – категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.
Методы определения значений показателей качества продукции подразделяются на две группы: по способам получения информации – измерительный, регистрационный, органолептический и расчетный; по источникам ее получения – традиционный, экспертный и социологический.
Уровень качества продукции – это относительная характеристика ее качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Базовым значением показателя является оптимальный уровень, реально достижимый на некоторый промежуток времени. За базовые могут приниматься следующие значения показателей качества: лучших отечественных и зарубежных образцов, по которым имеются достоверные данные о качестве, а также достигнутые в некотором предыдущем периоде времени или найденные экспериментальным и теоретическим методами.
Для оценки уровня качества продукции применяют дифференциальный, комплексный или смешанный методы.
Дифференциальный метод основан на использовании единичных показателей, чтобы определить, по каким из них достигнут уровень базового образца и значения каких наиболее отличаются от базовых. Расчет относительных показателей качества продукции (Qi) ведется по формуле: