Качество продукции: понятие, показатели, системы управления
Qi = Рi /Рib, (1)
где Рi – значение i -го показателя качества оцениваемой продукции;
Рib - значение i -го показателя базового показателя;
i = 1, …, n – количество оцениваемых показателей качества.
В результате расчетов, произведенных по формуле, улучшению качества может соответствовать как увеличение, так и уменьшение относительного показателя. При наличии нормативных ограничений для показателей качества относительный показатель вычисляют по формуле:
Qi = (Рi – Рin)/( Рib – Рin) (2)
где Рin – значение i –го показателя.
Если относительные показатели по результатам расчетов оказались лучше, а другие хуже, применяются комплексный или смешанный метод оценки.
Комплексный метод основан на применении обобщенного показателя качества продукции, который представляет собой функцию от единичных показателей. Обобщенный показатель может быть выражен главным показателем, отражающим основное назначение продукции, интегральным или средним взвешенным.
Если имеется необходимая информация, определяют главный показатель и устанавливают функциональную зависимость его от исходных показателей.
Интегральный показатель используется тогда, когда можно установить суммарный полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции. Его расчет производится по приведенной ранее формуле 1.
Средние взвешенные показатели применяют, если нельзя установить функциональную зависимость главного показателя от исходных показателей качества, но возможно с достаточной степенью точности определить параметры весомости усредняемых показателей.
Смешанный метод основан на одновременном использовании единичных и комплексных показателей оценки качества продукции. Он применяется в тех случаях, когда совокупность единичных показателей является достаточно обширной и анализ значений каждого из них дифференциальным методом не позволяет получить обобщающих выводов или когда обобщенный показатель при комплексном методе недостаточно полно учитывает все существенные свойства продукции и не позволяет получить выводы о группах свойств.
Для оценки качества совокупности видов разнородной продукции используются индексы качества и дефектности.
Индекс качества – это комплексный показатель качества разнородной продукции, который равен среднему взвешенному относительных значений показателей качества этой продукции.
Индекс дефектности – это комплексный показатель качества разнородной продукции, выпущенной за рассматриваемый период, равный среднему взвешенному коэффициентов этой продукции.
Индексы качества и дефектности являются универсальными показателями, которыми можно оценить качество продукции предприятия в целом и проанализировать его изменения за ряд лет.
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование [34, С. 104].
Основными задачами управления качеством продукции являются:
- изучение рынка сбыта;
- изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
- разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования, производства;
- сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.
Цель управления качеством – это обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции.
Для эффективности организации процесса управления и взятых обязательств разрабатывается стратегия по качеству.
Руководители среднего звена несут полную ответственность за разработку стратегии. Стратегия по качеству тесно взаимосвязана с общей стратегий предприятия и предусматривает последующие шаги для достижения целей и решения задач. Разработка стратегии основана на учете жизненного цикла товара и принципа «товар - рынок» [36, С. 120].
Наряду со стратегией разрабатывается тактика управления качеством продукции. Тактика представляет целенаправленную деятельность, которая определяется на краткосрочный период. Тактика определяет пути, обеспечивающие постоянное приближение к заданным параметрам качества. Она разрабатывается и внедряется низшим руководящим звеном, а исполняется рядовыми сотрудниками предприятия
Политика в области качества является начальной точкой руководства по качеству и одним из элементов общей политики предприятия.
Политика в области качества – ориентир общего направления и выявления ее роли и места в деятельности компании. Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества, являются: