Совершенствование организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления
Актуальность темы исследования. В последнее время в России изучение особенностей муниципальной среды управления в период реформирования местного самоуправления приобрело особую актуальность. Не смотря на принятие нового Федерального закона №131-ФЗ от 16 сентября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», значительно укрепившего правовую базу муниципального управления, реализация его привела к проблеме создания качественной и удовлетворяющей потребности граждан среды жизнедеятельности.
Глубокие изменения общественных отношений в России во второй половине восьмидесятых годов ХХ века привели к кризису советского общества и, в конечном итоге, к распаду СССР. Состояние общественных слоев, выражавших недовольство по поводу невыплат заработной платы, роста преступности, резкого имущественного расслоения населения, непродуманности социальных, экономических и политических реформ, стали называть социальной напряженностью.
Она проявляется в усилении противоположных тенденций, потребностей и целей социальных общностей и индивидов, сопровождается ростом недовольства, негативной психологической направленностью, дестабилизацией социальных связей и коллизиями в различных сферах жизнедеятельности людей.
Постоянно высокая социальная напряженность делает невозможным реализацию любой сколько-нибудь значимой социально-экономической программы, препятствует совместным действиям, ведет к противостоянию различных социально-политических сил в обществе, к огромным материальным и духовным потерям. Именно поэтому вопросам социальной напряженности в последнее время уделяется много внимания как в теории, так и на практике. Поиском путей и способов преодоления социальной напряженности заняты политические и государственные деятели, профсоюзные лидеры и руководители других общественных организаций, хозяйственники, предприниматели, словом, представители всех социальных групп и слоев. Вместе с тем уровень социальной напряженности в обществе не снижается, напротив, исследователи отмечают тенденцию к ее усилению. Это обеспечивается и непрекращающейся борьбой за власть на разных уровнях социального управления, и непродуманностью ряда реформ, что приводит к ухудшению социального самочувствия граждан, и неспособностью различных общественных сил строить нормальные деловые отношения, и многими другими конфликтогенными факторами.
Социальная напряженность предстает как специфический духовный феномен, превращающий массовые общности в субъекты социального действия. Снижение или рост социальной напряженности могут быть результатом спонтанного или ситуативного изменения обстоятельств.
Степень разработанности проблемы.
Изучению социальной напряженности в муниципальной среде управления уделяется большое внимание со стороны современных ученых. В.И. Митрохин определил сущность и критерии социальной напряженности М.Н. Руткевич осветил исторический аспект возрастания и падения социальной напряженности в обществе, коллектив ученых во главе с М.Л. Бутовской изучали механизмы контроля социальной напряженности. Ю Хабермас составил концепцию типологии социальной напряженности , Н.В. Губина исследовала социальную напряженность в г. Нижнекамске. В настоящее время возрастает интерес к данной проблеме на муниципальном уровне. Методики оценки социальной напряженности в муниципальном образовании разработали Ю.М. Плюснин , В.А. Быковский. Однако не рассмотрены пути оптимизации социальной напряженности в муниципальном образовании.
Цель выпускной квалификационной работы – исследовать сущность социальной напряженности в муниципальном образовании и разработать рекомендации по оптимизации социально напряженности в муниципальной среде управления.
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи выпускной квалификационной работы:
– изучить концептуальные подходы к пониманию сущности социальной напряженности;
– определить сущность и выделить критерии социальной напряженности;
– обозначить виды и формы социальной напряженности;
– выявить особенности социальной напряженности в муниципальном образовании на современном этапе;
– оценить социальную напряженность в г.Нижнекамске;
– изучить опыт социального программирования в России;
– проанализировать позитивный опыт снижения социальной напряженности в муниципальной среде управления в регионах России;
– составить рекомендации по совершенствованию организации системы мер по профилактике социальной напряженности в г.Нижнекамске.
Объект выпускной квалификационной работы – социальная напряженность как фактор дестабилизации муниципальной среды управления.
Предмет выпускной квалификационной работы – сущность социальной напряженности, ее особенности в муниципальном образовании, факторы, влияющие на отклонение социальной напряженности от нормы.
Эмпирическую базу исследования составили:
– законодательные и нормативные акты органов местного самоуправления Российской Федерации и Республики Татарстан;
– материалы общероссийских и республиканских социологических исследований и социологических опросов;
– материалы анкетного опроса, проведенного автором данной работы.
Для достижения выдвинутой цели был привлечен обширный круг специальной литературы по теме исследования.
Теоретико-методологическая основа работы.
Цель, задачи, предмет исследования определили методологическую базу как сочетание общетеоретических, специально-научных и эмпирических методов, позволяющих получить достоверное знание об объекте исследования.
В процессе работы над темой были использованы следующие методы и подходы.
Эмпирико-теоретический общенаучный метод – описание.
Логико-теоретические общенаучные методы – сравнение и историко-логический, позволяющий проследить процесс дестабилизации муниципальной среды управления, в результате повышенной социальной напряженности.
Комплексный подход, позволяющий рассмотреть муниципальное управление и субъективные представления о сущности, принципах социальной напряженности. Получить достоверную информацию об объекте исследования и определить практические рекомендации позволил эмпирический метод – опрос респондентов с помощью анкетирования.
Научная новизна выпускной квалификационной работы.
Социальная напряженность как показатель активности во многом определяет направленность идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Вступление России на путь демократии и рыночных отношений — закономерный, болезненный и сложный процесс, сопровождающийся обострением конфликтов, вовлечением в них всех слоев общества, невиданным разрушением производства, науки, социальной сферы, ростом безработицы, невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий, снижением цены труда и уровня жизни большинства населения, резким его расслоением по имущественному признаку. В результате страна оказалась отброшенной по ряду важнейших показателей состояния народного хозяйства и уровня жизни населения на многие годы назад, увеличив свое отставание от развитых промышленных стран и усугубив кризис, в котором она пребывала в последнюю четверть XX столетия. Абсолютизация реформаторами чисто экономического подхода привела к явно негативным последствиям, причем не только экономического характера для стабилизации муниципальной среды управления необходимы конкретные меры. Поэтому изучение выбранной нами темы актуально и своевременно.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных результатов:
– в принятии управленческих решений с учетом результатов исследования в работе данных;
– в разработке стратегии и тактики взаимодействия систем управления города в процессе управленческой деятельности;
– при подготовке специалистов по управлению муниципальному управлению, для практической деятельности в новых рыночных условиях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, заключения, четырех разделов, списка использованных источников, приложений.
В первом разделе были рассмотрены теоретико-методологические подходы к рассмотрению проблемы социальной напряженности. Во втором разделе исследовали проблемно-аналитический взгляд на исследование социальной напряженности на муниципальном уровне. В третьем разделе изучили методы и составили рекомендации по совершенствованию организации системы профилактики социальной напряженности как фактора дестабилизации муниципальной среды управления. В четвертом разделе составили программу мер по обеспечению выпускной квалификационной работы. В заключении сделали выводы по всем разделам выпускной квалификационной работы.
Теоретико-методологические подходы к рассмотрению проблемы социальной напряженности
- Генезис напряженности
- Типология напряженности
- Основные виды и формы проявления социальной напряженности
- Особенности социальной напряженности в муниципальном образовании
- Оценка социальной напряженности в городе Нижнекамске
- Долгосрочные социальные программы как универсальный метод стабилизации муниципальной среды управления
- Опыт регулирования социальной напряженности в российских регионах
- Рекомендации по совершенствованию организации системы мер по профилактике социальной напряженности в г. Нижнекамске
- Обоснование социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
- Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы
- Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы