Методологические подходы, принципы и методы анализа подготовки специалистов сферы туризма
Идеально-продуктивная стадия. Стадия достижения цели в идеальной форме. Идеально-продуктивная стадия учебной деятельности в высшей школе является этапом проработки структуры учебных занятий, что предопределяет системность приобретенных знаний. Дидактический способ взаимодетерминации таких структурных проявлений интереса, как осуществление жизни в соответствии с действующими объективными закономерностями, а также развитие общественных условий жизни, обусловливается применением в учебной деятельности принципа сознательной учебно-познавательной активности участников занятий. Специфическим условием самоутверждения личности в составе студенческой академической группы является возможность осуществления межличностной обратной связи. В стратегиях предоставления и принятия обратной связи отражается уровень развития самоконтроля личности [22].
Объективационная стадия. Стадия опредметчивания идеальных результатов в предметных формах духовной культуры. Когда продукты исследуемой деятельности определяются иными субъектами, тогда исследуемая деятельность с детерминированного процесса превращается в фактор детерминации общественной жизни. Оценка духовного продукта, получение его исполнителем положительного или отрицательного опыта является звеном взаимосвязи между циклами духовно-производственной деятельности. Этот процесс представляет собой коммуникативно-творческий этап преподавательской работы. Успешному решению проблемы воспитания творческой личности в специалисте сферы туризма служит целесообразное и систематическое применение таких мощных дидактических способов, которыми являются проблемные учебные творческие задачи. Процесс активизации познавательной деятельности студентов, который включает в себя применение учебных проблемных творческих задач, оказывает содействие созиданию предпосылок для психического развития личности и постоянного усовершенствования структуры познавательной активности - мотивационных и взаимодетерминационно-содержательно-процессуальных компонентов.
Дидактическим способом, который предопределяет взаимодетерминацию содержательно процессуальных мотивационных компонентов учебной деятельности, является применение принципа проблемности обучения. При таких условиях обучение является не только функциональным, но и развивающимся процессом. Развитие системы личностно-ориентированного образования нуждается в приближение содержания каждой из детерминационных стадий учебной деятельности к субъективно-личностной сфере общественного индивидуума.
Таким образом, мы рассмотрели дидактику учебного процесса в профессиональной высшей школе туристского профиля. В результате исследования мы выявили новый гуманистический идеал образования: самореализация и самоусовершенствование, которые должны сопровождать человека в течение всей жизни. Всякое образование - это подготовка человека к профессиональной деятельности. Профессиональное образование предусматривает развитие и совершенствование таких компонентов, как профессиональная педагогика, педагогика трудовой деятельности, педагогическая психология, психология учебного процесса, педагогическая социология и педагогическая антропология. Все эти понятия вполне применимы к сфере туризма, так как эта сфера является частью общечеловеческой деятельности.
Профессиональная педагогика туристической деятельности предполагает единство педагогики туризма и практики в сфере туризма. Профессиональная педагогика туризма рассматривает предпосылки, процесс и результаты профессионального обучения. Практика обучения - это процесс от обучения квалификации до практического умения на рабочем месте, это методология освоения профессии. Профессиональная педагогика туристской деятельности разрабатывает концепцию каждой профессиональной специализации. При реализации принципов профессиональной педагогики выделяют организаторскую и содержательную сторону подготовки специалистов данной отрасли. Профессиональная педагогика туризма делится на профессиональную педагогику сферы услуг, профессиональную педагогику сферы гостеприимства, педагогику туристской деятельности (педагогика труда в туристской сфере). Каждый из приведенных разделов профессиональной педагогики имеет общие компоненты: