Методологические подходы, принципы и методы анализа подготовки специалистов сферы туризма
- предварительное обучение в сфере туризма;
- профессиональное образование в сфере туризма;
- профессиональное повышение квалификации в сфере туристской деятельности;
- профессиональная переподготовка в сфере туризма.
Профессиональная педагогика туризма изучает такие дисциплины, как:
- общая профессиональная педагогика (рассматривает теорию профессиональной педагогики, соответствие содержания и сути предмета);
- педагогика труда в сфере туризма (нормы, цели, где приобретать профессию и какую квалификацию);
- дидактика профессиональных направлений в сфере туризма;
- профессиональная сравнительная педагогика (опыт в сфере подготовки специалистов в других странах и применение положительного опыта в учебных заведениях туристского профиля в Украине).
Дидактика профессионального обучения в сфере туризма включает в себя:
1. Анализ потребностей в специалистах, планирование учебного процесса, осуществление учебного процесса в профильном вузе или на профильном факультете, оценка качества организации учебного процесса, составление учебных планов, решение разнообразных проблем обучения с помощью методологических подходов, которые могут быть интегративными, индивидуализированными и деятельностными.
2. Психолого-социальные предпосылки профессионального обучения, которые подразумевают психологические и социальные характеристики поведения людей в профессиональном общении с учетом их психомоторного и эмоционального развития. Этот фактор особенно важен в такой сфере, как туризм, который требует постоянного коммуникативного общения.
3. Право на профессиональное обучение: общие правовые нормы, закон о труде, инструкции учебного заведения, положения и инструкции профессиональной квалификации.
Все проанализированное выше позволяет сделать вывод, что дидактическая система подготовки специалистов сферы туризма находится в стадии своего становления в развитых странах мира. Важно построить систему подготовки специалистов для сферы туризма в нашей стране, проанализировав ее возможности и потребности. Эта система должна быть многоплановой, стройной, гибкой, мобильной, чтобы в максимально короткие сроки реагировать на любые изменения на туристском рынке; она должна быть способна успешно перестроиться и стать одной из самых прибыльных отраслей национальной экономики. Система подготовки специалистов сферы туризма в Украине должна базироваться на новых приоритетах и принципах современного профессионального образования, используя общие его закономерности, учитывая местные особенности тех регионов, для которых готовятся специалисты.
Важно также ввести в учебный план новые предметы, которые отражают специфику туристской деятельности: педагогику туризма, педагогику культуры, педагогику туристской коммуникации, педагогику диалога культур, педагогику международного туризма, педагогику социального туризма, психологию туризма, педагогику личности туриста, педагогику гостеприимства, педагогику трудовой деятельности в сфере туризма, профессиональную педагогику туристической деятельности, туризмологию, философию туризма и инновационные технологии.
Раскрывая целый пласт новых направлений в структуре современной педагогики, мы даем не только определения данных направлений в исследовании, но намечаем пути дальнейшей разработки специализированных курсов в системе педагогических инноваций в сфере туристского образования. Важную роль в формировании специалиста играют также стандарты, квалификационные требования и характеристики. Анализируя квалификационные характеристики специалиста сферы туризма важно вычленить те особенности, которые отличают их структуру и содержание от других. Это поможет нам создать модель современного специалиста сферы туризма. Необходимо проанализировать международный опыт разработки и внедрения разнообразных стандартов и квалификационных требований в развитых странах мира и внедрить в систему подготовки специалистов сферы туризма в Украине.